МОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Керес
Республика Коми, Корткеросский район, с. Керес
  • О школе

    В настоящее время

    В школе обучается немного ребят, однако школа имеет статус одиннадцатилетней. За многие годы работы сформировался крепкий педагогический коллектив, в котором есть и опытные учителя, и новички, а в детском саду — добрые воспитатели. За функционированием образовательного процесса исправно следят работники технического персонала.

    В школе есть все самое необходимое для обучения детей. Функционируют кабинеты начальных классов, географии, биологии, химии и физики, математики, коми языка и литературы, русского языка и литературы, информатики, истории, в которых ежедневно проходят уроки и кружковые занятия по многим направлениям, а также библиотека, кухня и столовая.

    Большой спортивный зал дает возможность проводить мероприятия по разным игровым видам спорта, в том числе таких как волейбол и баскетбол, а на лыжной базе районной детско-юношеской спортивной школы занимаются не только нынешние учащиеся, но и многие взрослые и выпускники, среди которых есть победители и призеры районных, республиканских, всероссийских и участники международных соревнований.

    Подвоз детей из близлежащих деревень осуществляет школьный автобус.

    Краткий исторический очерк

    Все деревни Керосского сельсовета: Эжол, Макар-Керос, Керос и Лабором до Великой Октябрьской революции входили в состав Подъельской волости Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. В XIX веке в этих деревнях не было ни одной школы и население было сплошь неграмотное. Лишь отдельные самоучки, при помощи какого-нибудь странника, умеющего читать и писать, изучали церковно-славянские буквы, дабы суметь по складам читать религиозные книги. Такими были некоторые мужики: Гурий Козлов из Макар-Кероса, Авраам Васильевич (Пиля-Вась-Авраам), Александр Иванович (Сандре-Ван-Санре), Прокопий Григорьевич (Педесей-Гриша-Проке) и Иван Нестерович (Максим-Нестер-Иван), все по фамилии Ветошкин, из Кероса.

    Нельзя не упомянуть об Евстафии Лобанове, уроженце деревни Лабором. В 1852–1855 годах был рукоприкладчиком в Подъельском сельском управлении. В важных документах и приговорах сельских сходов он делал подписи за неграмотных крестьян. Будучи уже в старческом возрасте Евстафий ходил по домам и призывал учиться грамоте. Его трудами приучены к грамоте Ветошкины Прокопий Григорьевич и Иван Нестерович.

    Единственная школа в округе располагалась при Троицкой церкви в селе Подъельск, школа — с трехгодичным обучением, открытая в 1870 году. Обучение детей керосских крестьян в Подъельской церковно-приходской школе, находящейся в семи километрах от Кероса за двумя водными преградами, представляло чрезвычайную трудность. Интерната при учебном заведении не было. Население близлежащих деревень керосского куста много раз ходатайствовало перед властями Усть-Сысольского уезда об открытии школы грамоты и в Керосе.

    Усть-Сысольское уездное земское собрание от 28 сентября 1901 года отметило, что в деревнях керосского куста насчитывается 1092 человека (540 — мужского пола, 552 — женского пола), из них 183 человека детей школьного возраста от 8 до 13 лет (85 мальчиков и 98 девочек). И, наконец, собрание постановило открыть в деревне Макар-Керос школу. Крестьяне керосских деревень приговором, составленным от имени подъельского сельского общества, на своем сельском сходе обещали выстроить училищное здание с помощью земской субсидии.

    Летом 1902 года было открыто Макар-Керосское земское одноклассное училище с трехгодичным обучением. Так было положено начало Керосской школы.

    Разместилось училище в двух комнатах в доме крестьянина Гурия Козлова. В учебном помещении поставили стол, стулья, парты, доску. Привезли учебники, тетради, ручки, карандаши и прочее. Первым учителем по разным предметам была назначена Колмакова Мария Андреевна. Первыми учителями училища также были Шумков Александр Николаевич — преподаватель закона Божия, Георгиевский Дмитрий Васильевич — преподаватель пения.

    Земское собрание в смету на 1902 год включило расходы на содержание школы: на жалование учителю — 300 рублей в год, квартирных — 36 рублей, законоучителю (священнику) — 60 рублей, на наём квартиры со сторожем и отоплением — 120 рублей. Всего 636 рублей в год.

    Список первых учеников, поступивших в новую школу 1 сентября 1902 года: Евразм Емельянович Попов, Калиса Гурьевна Козлова и Анастасия Ионовна Ветошкина из Макар-Кероса, Викентий Васильевич Моторин, Ефим Феодосиевич Ветошкин и Дарья Петровна Ветошкина из Кероса, Пётр Иванович Королёв (Карить-Иван-Петырь), Терентий Ионович Шелепанов, Харламтий Иванович и Михаил Фёдорович из Лаборома. Всего в 1902–1903 учебном году обучалось 24 мальчика и 7 девочек. 1904 год — в училище обучаются 33 мальчика и 4 девочки. При училище открыта бесплатная земская библиотека. К 1907 году в библиотеке уже было книг 392 экземпляра, читателей было 36 человек, выдано было книг за год 180 экземпляров. К 1 января 1905 года в школе училось 34 мальчика и 10 девочек (44 человека). Выбыло до окончания школы 9 мальчиков и 1 девочка.

    Усть-Сысольская уездная земская управа своим отношением от 9 июля 1905 года за № 3565 обратилась к крестьянам керосского куста с предложением: не согласятся ли крестьяне деревень Макар-Керосской, Керосской, Лаборомской и Эжольской построить деревянное здание для училища с пособием от земства в 1000 рублей. Крестьяне на сельском сходе 1 сентября 1905 года постройку на себя не приняли, несмотря на то, что управление земледелия и государственных имуществ Министерства внутренних дел разрешало бесплатный отпуск леса на постройку училища в количестве, установленным лесным ведомством для одноклассных училищ, а именно 675 бревен длиною 2–4 сажени и толщиной 4–6 вершков и 57 жердей.

    С 1906 года учительствует Кремская Антонина. Через несколько месяцев вместо неё назначается Суханова Валентина Александровна, работавшая до этого в Троицко-Печорске (деревня Сойва), уроженка Усть-Сысольска и по национальности зырянка (коми). Она отличалась высоконравственным поведением, очень общительная и пользовалась очень большим авторитетом всего населения. Учительствовала до 1919 года.

    По постановлению Усть-Сысольского уездного Земского собрания все земские училища в уезде с 1 сентября 1910 года были переведены на четырехгодичное обучение с целью повышения общей грамотности деревенских ребятишек. С этого же года был введён новый предмет — гимнастика.

    В доме Гурия Козлова училище помещалось до 1909 года. В 1908–1909 годах с помощью субсидии уездной земской управы макар-керосский купец Петр Андреевич Попов (Арсень-Оне-Петыр) построил новое здание школы. В этом здании училище помещалось вплоть до строительства существующего двухэтажного здания средней школы (до 1960 года).

    В связи с увеличением количества учащихся Усть-Сысольское уездное земское собрание постановило на своем заседании от 26 сентября 1911 года открыть в училище новую должность учительского помощника.

    После революции школа стала называться 71-ой советской трудовой школой первой ступени, обучалось 67 мальчиков и 2 девочки. Учителями были выпускники Т. В. и К. И. Ветошкины, проработавшие по 12 лет. Они не только обучали детей, но и взрослое население, которое в 20-е годы было сплошь неграмотным. Были организованы мероприятия по ликвидации безграмотности в населённых пунктах. А 11 января 1919 года в бывшем здании земского училища разместился Макар-Керосский сельсовет крестьянской бедноты.

    В 1920–1931 годах в Керосской школе, а также в Эжольской и Лаборомской, преподавала историю Ветошкина Клавдия Иосифовна, Отличница народного образования Коми АССР, проработавшая учителем в начальных и средних школах 38 лет. Ветошкин Тимофей Васильевич, кандидат исторических наук, проработал на учительской работе 50 лет, из них в Керосской начальной школе — 12 лет, а в средних школах и ВУЗах — 38 лет.

    В военные и послевоенные годы в школе преподавали Попова Александра Степановна, Ветошкина Анна Дмитриевна, Королёва Мания Яковлевна (Заслуженный учитель школы Коми АССР), Микушева Евгения Михайловна, Корычева Клавдия Петровна, Панюкова Пелагея Васильевна, Панюкова Александра Фроловна и другие учителя. Попова Зоя Степановна, директор школы с 1957 года, умела организовать и труд и отдых, играла на гармони и гитаре, сама сочиняла и пела. На посту директора с 1964 года ее сменил односельчанин Панюков Александр Александрович.

    В 1960 году было построено и открыто новое двухэтажное деревянное здание школы в селе Керос, в котором и по сей день проходит учебный процесс. В новой школе изменилась и система проведения уроков. Изучая новый материал, постоянно повторялся пройденный. Ввели практические упражнения, метод комментирования, разнообразные творческие диктанты. Повысилась активность учащихся, уменьшилось количество неуспевающих. На то время здесь обучалось более 200 учащихся. Учителя внедряли опыт лучших преподавателей, вовлекали в воспитание детей комсомольскую организацию, пионерскую дружину, родителей. Школа перешла на кабинетную систему, приобретает статус восьмилетней.

    Сразу же после открытия нового здания на работу поступают Ванеевы Александр Андреевич и Агния Федоровна. Позже, с 1966 года, серьезный, ответственный, работоспособный и жизнерадостный Александр Андреевич руководит школой. При нем построен спортивный зал и мастерская, учительские дома. Он сам был и бригадиром, и прорабом. Играл на баяне, активно участвовал в художественной самодеятельности.

    Возводили новую школу в течение 10 лет. По словам Агнии Федоровны, Заслуженного учителя школы Коми АССР, строили ее абы как. Строительство велось заключенными, и фундамент ими был заложен на топком болотистом месте, причем с немыслимыми нарушениями. Из-за этого здание со временем перекосилось, правый его торец ушел под землю, а по фасаду школа разломилась пополам. Особо большие неприятности причиняло печное отопление. Школу старались обогреть до начала занятий, а потому работников техперсонала просили протапливать печи с 6 утра. Надеялись на быстрый обогрев воздуха за счет того, что раньше времени наглухо закрывали печные задвижки. В итоге дети и учителя угорали и задыхались от едкого чада. Следует также напомнить, что до августа 1961 года в селе не было электрического света, и освещение домов и школы производилось керосиновыми лампами.

    Здание школы требовало капитального ремонта. Вопрос об этом ставился перед районными властями еще в 1980 году, но из года в год откладывался, и Керосскую школу отодвигали на конец очереди. В 1986 году школу подключили к центральному отоплению. С нового учебного 1992 года при школе открывается большой спортивный зал.

    1996 год — школа переименовывается в среднюю общеобразовательную, позже (в 2004 году) присвоено наименование Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Керес.

    В 2002 году школа отмечает вековой юбилей.

    В 2007 году начались работы по капитальному ремонту школы, который продолжался несколько лет. Повсюду громоздились груды строительного мусора. В потолок упирались стремянки, взгромоздившись на которые рабочие тянули и закрепляли нити электропроводки. Одновременно на втором этаже под доносящийся снизу лязг, треск и вой моторов различной строительно-монтажной техники шли занятия старшеклассников. За время ремонта остов школы подняли домкратами и заново залили фундамент, разломившиеся балки где-то заменили, где-то затянули болтами по разъехавшимся швам. Полностью были отремонтированы первый и второй этажи, здесь густо пахло свежей древесиной, краской и лаком. Был обустроен по современным санитарным требованиям и стандартам туалет, заменены окна и двери, реконструирована система отопления. Все это благодаря стараниям Ветошкиной Анны Ивановны, директора школы, хорошего организатора, крепкого предметника, трудолюбивого и требовательного человека. Окончательно ремонт завершился в 2010 году обновлением внешнего вида — были выполнены работы по обшивке здания и перекрыта кровля.

    В 2011 и 2016 годах образовательное учреждение дважды реорганизовано. Сначала к школе был присоединен Кересский детский сад, а затем Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» п. Уръёль.

    Образование и формы обучения

    Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

    Формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Цели программы развития школы:

    • обеспечение устойчивого развития;
    • содействие формированию физически здоровой личности, способной адаптироваться к меняющимся социально-экономическим отношениям, обладающей прочными знаниями, стремящейся к самоопределению и самореализации;
    • расширение доступности и обеспечение высокого качества обучения на основе повышения эффективности деятельности школы по таким критериям как качество, инновационность, востребованность и экономическая целесообразность;
    • расширение спектра предоставляемых образовательных услуг во внеурочное время;
    • обеспечение комплексной безопасности обучающихся.

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie